11 декабря 2011 г.

Цикл круглых столов «Рынок удаленной торговли: роль и место в региональных экономиках»

29 ноября завершился цикл круглых столов «Рынок удаленной торговли: роль и место в региональных экономиках», прошедших под эгидой Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ). Мероприятия прошли в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве по инициативе рабочей группы по удаленной торговле Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ (руководитель рабочей группы – генеральный директор ООО «Амвэй» Ричард Стевенс).

Участники круглых столов отмечают, что основная социальная нагрузка закреплена за сектором прямых продаж; вместе с тем интернет-торговля по-прежнему остается основным фактором роста удаленной торговли, иными словами – внемагазинной торговли прогрессивных форм.

По данным аналитической компании Euromonitor, в 2010 г. наибольшая доля внемагазинной торговли приходится на интернет-торговлю (49%), второе и третье места делят прямые продажи и торговля по почте (по 24%) и, наконец, замыкает этот список торговля через автоматы (3%). В 2005-2010гг. оборот внемагазинной торговли увеличился в 2,96 раза со 133 млрд. руб. в 2005г. до 394 млрд. руб. в 2010г. Таким образом, доля рынка такого вида розницы в структуре российского ритейла составляет 4,3%, что пока значительно ниже среднемирового уровня 6%.

С созданием в конце 2010г. рабочей группы по удаленной торговле при ТПП РФ удалось доказать власти и бизнесу, что рынок удаленной торговли существует как единое поле деятельности различных хозяйствующих субъектов, имеющих сходные проблемы и тип контакта с потребителем. При этом стало понятно, что рынок уже имеет заметный вес в экономике России и требует консолидации механизмов саморегулирования через деловые ассоциации.

Действующий этический кодекс Ассоциации прямых продаж устанавливает правила игры, которые в значительно большей степени, чем в других секторах рынка удаленной торговли, защищают потребителей и создают устойчивую практику работы добросовестных участников рынка. Кроме того, кодекс содействует формированию культуры предпринимательства и развитию малому бизнеса, так как дает дистрибьюторам и потребителям дополнительные гарантии, защищающие их права.
В числе ключевых проблем рынка участники круглых столов назвали вопросы логистической и финансовой инфраструктуры, относительно низкое доверие к каналам удаленной торговли, сложности информационного учета и др. Вызывает обеспокоенность отдельных участников рынка законодательные нормы в части защиты персональных данных и защиты прав потребителей, формирующие барьеры для развития отрасли.

Результаты круглых столов станут основанием для формирования направлений работы группы в 2012 году.