Косметическая корпорация Alticor – одна из последних в мире семейных компаний, у которой остались силы и возможности для глобальной экспансии. Председатель правления Alticor Inc. Стив Ван Андел – потомок основателя фирмы – рассказал корреспонденту «Ко» об особенностях ведения семейного бизнеса на современных рынках.
Гранд Рапидз, штат Мичиган, где располагается штаб-квартира и производственные подразделения Alticor Inc., мало чем отличается от многих американских провинциальных городков. Правда, здешним жителям хорошо знакомы две не самые распространенные в США фамилии – Ван Андел и Де Вос. Так зовут основателей местного «градообразующего предприятия».
Их именами названы городская больница, медицинский институт, музей и стадион. Большинство работоспособного населения Гранд Рапидз трудится на фабриках компании, которой как и полстолетия назад владеют семьи Де Вос и Ван Андел.
Alticor – ведущая мировая компания прямых продаж, известная потребителям как поставщик косметики под маркой Amway. Продукция Amway продается в 80 странах, чуть менее полугода назад она появилась и на российском рынке. За этот период компания реализовала товаров на $50 млн, – в два раза больше, чем изначально планировалось.
– Amway – одна из первых в мире компаний, которая стала заниматься прямыми продажами. Почему был выбран именно такой способ продвижения продукции?
– Основатели корпорации Рич Де Вос и Джей Ван Андел в середине 1950-х годов вместе начинали работать в компании Nutrilite, занимавшейся распространением биодобавок путем прямых продаж. Когда у Nutrilite начались финансовые проблемы, Джей и Рич решили начать собственный бизнес и создали многопрофильную фирму. В начале 1970-х партнеры выкупили активы Nutrilite и включились в торговлю биодобавками. Используя накопленный опыт, они смогли избежать многих ошибок и создать свою концепцию управления предприятием. В частности, партнеры выделили производственные и сбытовую части в отдельные структуры.
– Alticor – редкий пример семейного предприятия с оборотом в несколько миллиардов долларов. В то же время, согласно исследованиям McKinsey, лишь небольшому числу семейных компаний удается удерживать рыночные позиции во втором поколении. Как это получается у вас?
– Я не уверен, что смогу объективно ответить на этот вопрос. Мой отец ушел на пенсию десять лет назад, когда мне было сорок. Сегодня я и Даг Де Вос, сын Рича Де Воса, на равных возглавляем предприятие. Было интересно наблюдать за переходом нашей компании в руки второго поколения собственников. Нас восемь человек, и все мы в какой-то период времени работали в Alticor. Отец всегда говорил мне, моим братьям и сестрам, что мы должны делать в жизни то, что нам нравится. Поэтому мы трудились в семейной фирме по собственной инициативе, а не потому, что нас об этом просили. И те ценности, которые старался привить нам отец – открытость, доверие, партнерство – лежат в основе управления корпорацией Alticor. Именно общие взгляды помогли мне и Дагу вписаться в структуру организации. Так что переход компании под управление представителями второго поколения семьи прошел легко.
– Как в вашей семье происходит процесс передачи прав наследования от отца к сыну?
– Важно сделать это таким образом, чтобы работа компании не прерывалась. При передаче фирмы от одного владельца другому возникает целый ряд трудностей. Необходимо выплатить налог на наследование, понести еще множество дополнительных расходов. Например, акционерному обществу следует рассчитаться с акционерами. Но у нас как у семейной компании проблем с ликвидностью не возникло. Это замечательно, поскольку единовременная выплата большой суммы может серьезно повлиять на динамику бизнеса. Есть только два способа получить наличные – выпустить акции или продать часть бизнеса. К счастью, для того чтобы передать наследство, нам не нужно было делать ни того ни другого, и мы смогли поддерживать нормальное функционирование предприятия.
– Как отец вовлек вас в бизнес?
– Дома мы постоянно говорили о прямых продажах. Даже за обедом обсуждали, что происходит в компании, куда она движется. Помню времена, когда фирма располагалась в подвале нашего дома. Мне было десять лет, я приходил из школы, делал бумажные самолетики, запросто общаясь с сотрудниками и помощниками отца. Так что бизнес был частью моей жизни с самого детства.
– Чтобы стать во главе предприятия вам, вероятно, пришлось получить специальное образование?
– Я окончил школу и колледж, получил степень MBA. Однако помимо формального обучения каждый из детей нашей семьи работал в компании. Например, я трудился и в научно-исследовательской лаборатории, и в цехе. Многие из сегодняшних сотрудников когда-то были моими начальниками. Так же воспитывался и мой партнер по бизнесу Даг. Из наших семей только я и он остались в компании. Братья и сестры ушли в другие сферы.
– Как делятся полномочия между двумя семьями?
– Когда наши отцы начинали бизнес, они делали все вместе. Но фирма разрослась, и стало понятно, что необходимо разделить полномочия между партнерами. Alticor, как и большинство публичных компаний, управляется советом директоров. В него входят все восемь представителей второго поколения наших семей, в том числе и те, кто не работает в корпорации. Но именно Даг и я руководим деятельностью предприятия. Такое встречается нечасто. Обычно во главе семейных компаний стоит один человек. Мне кажется, у нас хорошо получается сотрудничать. Решения, которые не являются особенно важными, Даг или я можем принимать самостоятельно. Мы доверяем друг другу. Но ключевые вопросы решаем вместе.
– Наверняка бывает, что вы не соглашаетесь друг с другом. Как вы выходите из таких ситуаций?
– Безусловно, между нами случаются разногласия. В таких случаях мы стараемся решать все проблемы за закрытой дверью. Удаляемся в отдельный кабинет, запираемся там. И ни один сотрудник не видит нас до тех пор, пока мы не придем к соглашению. Договорившись, вместе поддерживаем принятое нами решение. Важно, чтобы все сотрудники видели, что мы работаем в согласии.
– Конфликты на эмоциональной почве нередко ставят под удар семейный бизнес. Партнеры ссорятся, семьи расходятся. Могут ли эмоции помешать развитию Alticor?
– Как я уже говорил, только двое из членов наших семей остались работать в компании. Каждый из тех, кто ушел, принял решение самостоятельно. И это пошло на пользу бизнесу. Трудно отважиться поменять что-то в жизни, но каждый из нас однажды должен сделать свой выбор. Думаю, если вы спросите любого из нас о том, доволен ли он своим выбором, ответ будет положительным.
– Вы преемник своего отца, а кто сменит вас на посту?
– У меня нет детей. Но у других членов моей семьи есть наследники. Как раз сейчас мы обсуждаем, кто встанет во главе компании в следующем поколении и какое образование необходимо дать этому человеку. Но с другой стороны, в Alticor работают 13 000 человек. И компания продолжит функционировать вне зависимости от того, будут ею руководить представители семьи или наемный менеджер. У нас есть талантливые управляющие, которым можно доверить Alticor.
– В чем плюсы и минусы семейного бизнеса?
– Плюсы в том, что мы можем работать на перспективу, выстраивая деятельность так, как нам самим хочется. Преимущество семейной компании – отсутствие необходимости ежеквартально отчитываться перед акционерами. Вы говорили об эмоциональных связях. В нашем случае они работают таким образом, что мы все в первую очередь думаем об успехе бизнеса в целом, а не о выгоде отдельных лиц, задействованных в нем.
– Ваши прямые конкуренты Avon и Marie Key уже более десяти лет работают в нашей стране. Почему Amway прежде не стремилась осваивать российский рынок и решилась на это только сейчас?
– До конца 1980-х Amway в основном работала в США. Затем мы решили пойти в Европу. У нас не было намерения игнорировать какие-то конкретные страны. Мы много времени потратили на освоение Японии, Кореи, Китая. Все это нужно было осуществлять постепенно, правильно рассчитывая силы. Вот единственная причина, по которой мы пришли в Россию только сейчас. Конечно, можно было начать экспансию с российского рынка, а потом двигаться на восток. Трудно сказать, что являлось лучшим для бизнеса. Но мы поступили так, как поступили. Перед нами всегда стояла цель присутствовать в России, и приход сюда был лишь вопросом времени.
Что такое корпорация Alticor Inc.?
Год основания: 1959
Сфера деятельности: производство, логистика и распространение косметики, бытовой химии, биодобавок и других потребительских товаров.
Сфера деятельности: производство, логистика и распространение косметики, бытовой химии, биодобавок и других потребительских товаров.
В корпорацию Alticor Inc. входят:
Amway – распространение продукции методом прямых продаж через независимых дистрибуторов в 80 странах мира
Quixtar Inc. – интернет-торговля в Северной Америке
Access Business Group LLC – производственные мощности
Оборот в 2004/05 финансовом году: $6,4 млрд
Численность персонала: 13 000
Основные бренды Amway: Artistry, LOC, Glister.
Собственники: семьи Де Вос и Ван Андел
Деловой еженедельник "КОМПАНИЯ" от 21 ноября 2005 г., №45 (391).
0 коммент.:
Отправить комментарий